Ctrl + ↑ Позднее

Зачем пишет Ильяхов, и зачем пишу я

Максим Ильяхов выпустил вебинар о себе: что его беспокоит, какие у него цели. Было интересно, но с выводами я не согласна — мне не нравятся шоры на глазах у Максима. Попробуйте мои.

Что такое человек

Максим Ильяхов: человек — это его ресурсы. Ресурсы или есть, или нет. Они существуют объективно, это деньги, власть, интеллект, доступ к информации.

Человек — это мешок картошки

Я: человек — это польза для других. Польза существует субъективно и только в головах у других людей. Разные люди видят в одном и том же человеке разную пользу для себя — разные его грани.

Человек — это граненый стакан

Как устроено общество

МИ: человек — это его ресурсы. Поэтому общество упорядочено в пирамиду: в основании много тех, у кого ресурсов мало, а у маленькой верхушки ресурсов много. Большинство людей в пирамиде ниже меня.

Я: люди многогранны, поэтому в реальности нет никакой пирамиды. Она у тебя в голове. Ты смотришь на людей так, что они оказываются ниже тебя. Это плохо — они повернуты к тебе нелучшими своими гранями. А нужно поворачивать людей лучшей стороной к себе — так, чтобы смотреть на них снизу вверх и учиться.
Для этого нужно в людей вкладываться. Не бывает людей, с которыми это не работает. Бывает, что у тебя не хватает сил развернуть человека нужной стороной.

Пирамида Максима — искусственная конструкция. Люди попадают на свои места в ней не только в силу объективных причин, но еще и потому, что кто-то специально сконструировал эти пирамиды именно так. Нельзя судить людей по их месту в пирамиде. Они в нем виноваты только отчасти.

МИ: пирамиду изменить нельзя. Можно только карабкаться на вершину или катиться вниз.

Я: нет, не только. Пирамида может не нравиться целиком — если так, переверни ее.

Место редактора в обществе

Для кого писать

МИ: круто писать для верхушки, не правда ли?

Я: нет, Максим, неправда. Чем ниже читатель в пирамиде, тем больше можно принести ему пользы. Тем больше у автора шансов быть субъектом, политиком.
Самые «глупые» люди — дети. Несколько слов таким «низким» читателям могут изменить им жизнь. Ты, как автор, можешь сделать из них «людей». Это очевидный антипример к «круто писать для верхушки».
Зачем ты нужен читателю из верхушки? Для него ты просто клоун, объект, деятель шоу-бизнеса, который развлекает. Когда твои читатели круты — это тешит самолюбие. Но твое влияние, как автора, на их жизни равно нулю.

МИ: лучше тот читатель, у которого больше ресурсов.

Я: нет, лучше тот читатель, которому ты полезнее. Людей любить нужно за их недостатки. Недостаток у человека — это твоя возможность быть ему полезным. Если у человека нет недостатков — ты ему не нужен.

Пример: чем меньше человек понимает в редактировании текстов, тем больше я могу ему дать как редактор, тем больше он от меня узнает, тем сильнее я могу повлиять на его жизнь.

МИ: если лайкают твои тупые тексты, а умные не лайкают — значит, твоя аудитория — тупая, из нижней части пирамиды, и ресурсов у нее не выпросишь. Как же мне не расстраиваться, когда за выстраданный текст получаю мало лайков?

Я: делай как я, и расстраиваться не придется. Мне неважно, из какой части воображаемой пирамиды мой читатель. Мне важно только то, насколько я на него повлияю.
Количество лайков плохо отражает влияние. Миллион человек поставят лайк и забудут через минуту. Поэтому расстраиваться из-за них не стоит.
Гнаться за популярностью — тщеславие неправильное, глупое. Правильное, полезное тщеславие — гнаться за влиянием.

МИ: вот правильная стратегия: найди людей из верхушки и выплясывай перед ними в надежде, что они поделятся с тобой ресурсами.

Я: нет, это неправильная стратегия. Найди людей, которым полезен (это проще с людьми из основания, а не из верхушки), сколоти банду и возьми столько ресурсов, сколько вам потребуется.

Зачем писать

МИ: зачем нам внимание читателя?

Я: внимание читателя — это тоже власть, вот зачем. Я так и не поняла, зачем пишет Максим, но я знаю универсальный ответ на вопрос «зачем?» — Власть. Это влияние, возможность менять мир под себя, делать его лучше, отдавать то, что у тебя в избытке.

МИ: кто крутой автор?
Я: тот, у кого больше влияния

В чем смысл жизни? Максим не спрашивал, но я вам все равно расскажу

Когда смысл жизни — побольше забрать, попадешь в замкнутый круг. Будешь бесконечно блуждать среди высосанных из пальца вопросов: «А почему они дали мне мало лайков? А почему они дали мне так мало репостов?».

А когда смысл жизни — побольше отдать, все становится понятно.

Шкала оценки нехудожественных текстов

0 баллов — никакой текст. После редактирования ничего не остается.

3 балла — нормальный текст. Редактированием улучшить нельзя.

4 балла — хороший текст. Ничем не отличается от нормального, но при написании выявили, обострили и разрешили противоречие.

5 баллов — отличный текст. Ничем не отличается от хорошего, но входит в совершенную систему.

Поступила в Школу редакторов на бесплатное место

Вступительное задание — сверстать плакат, который поможет чиновникам письменно общаться с населением.

Я сделала плакат на основе своей заметки про Мамардашвили. Я считаю, что плакат типа «пишите по-человечески» не сработает — все и так хотят писать по-человечески. Может сработать плакат, который покажет, что писать канцеляритом смешно. Никто не хочет быть смешным.

Вот такой вариант я отправила.

Хорошо, когда есть человек, который может посмотреть свежим взглядом. Мне в этом помогал Роман Кирьяков.

Набрала 38,33 бала из 45 и заняла 5—8 место. Я единственная получила максимальный балл за идею от Артема Горбунова. Первое место с результатом 42,22 балла заняла Люда Сарычева.

Мне понравился плакат Жени Ивановой, кроме нее никто не получил двух пятерок от двух преподавателей.

Еще из иркутян будут учиться Юля Яковлева из Медведев Маркетинга в Школе редакторов и Константин Фарактинов в Школе стажеров. В прошлый четверг мы отметили поступление с тортиком и кофе.

После того как отправила плакат, у меня появились новые идеи, и я выпустила вторую версию.

Плакат в ПДФ

Этимология

Наголовник для рук

Англ. handkerchief (носовой платок) ← hand (рука) + kerchief (платок) ← от ср. англ. kerchef (платок) ← от ст. фр. cuevrechief (платок) ← couvrir (покрывать, сравните с английским cover) + chief (глава, голова, сравните с русским «шеф»).

Колыбельная

Англ. lullaby ← от ср. англ. lull (звуки для убаюкивания ребёнка, сравните с латинским lallare, шведским lulla, немецким lullen, русским люли, люлька) + bye-bye (баю-бай).
Колыбельная ← от колыбель, родственно с колыбать, колебать (сравните капать — капель).

Контрагент и контракт

Праиндоевр. предположительно tragh- (тянуть, тащить) ← cum (варианты co-, com-, con- — с, вместе) + trahere (тянуть, тащить) ← лат. contrahere (заключать, скреплять).

Праиндоевр. предположительно tragh- (тянуть, тащить) ← cum (варианты co-, com-, con- — с, вместе) + trahere (тянуть, тащить) ← лат. contractus (согнутый, ограниченный).

Ошибочно: контр- (от лат. contra «против») + агент, акт.

Усы и глаза

В староанглийском существовало слово cenep (усы). В конце 16 века взамен ему пришло французское слово moustache ← итал. mostaccio ← греч. mustax, mustak-.

Cenep осталось в современном английском в виде kemp (грубая шерсть)

Eye (глаз) ← с.-а. ēage ← голландский oog ← нем. Auge.

В древнерусском существовало слово око ← прабалто-славянского *ak- (сравнивают с др.-прусск. ackis, латышским acs, литовским akis) ← праиндоевр. *h₃ekʷ — «глаз; видеть». С конца 16 — начала 17 в появляется слово «глаз» (первонач. — об одном глазе, глазном яблоке, Трубачев) ← др.-русск. глазкы стекляныи (стеклянные шарики, Ипатьевск. летоп. под 6622 г.).

Слова moustache и глаз появились в языках во время появления «элитного общества», тогда как cenep и око остались среди простолюдинов.

Пишем солидно — 6 золотых правил, которые помогут Вашему тексту

Совет Ильяхова упрощать текст бесполезен для большинства авторов. Перед ними стоит противоположная задача — выдать текст повнушительнее. Разберем на примере, как это делается.

Мама мыла раму.

Нет, так слишком просто, каждый сразу поймет, о чем идет речь. Профессионалу ясно, что, например, на Корпоративную Новость такой текст не тянет.

1. Спрячьте глагол

Глагол — самое важное. Замаскируем его:

Мама осуществляла мытье рамы.

2. Спрячьте действующее лицо

Действующее лицо — тоже важно, тоже прячем. Сделаем субъектом что-нибудь, что на самом деле не существует:

Осуществление мамой мытья рамы.

3. Усложните связь между действием и действующим лицом

Сделать связь между субъектом и его действием неочевидной мы можем с помощью дополнительных слов:

Осуществление посредством мамы мытья рамы.

4. Не забывайте про детали

Из каждой детали можно выжать дополнительной солидности. В нашем случае мы потеряли прошедшее время, исправим:

Осуществление посредством мамы мытья рамы в некоторый момент времени, предшествующий данному.

5. Поставьте подальше друг от друга слова, которые по смыслу должны стоять рядом

У нас ключевые слова остались стоять рядом: «мамы», «мытья», «рамы». Исправляем:

Осуществление посредством мамы в некоторый, предшествующий данному, момент времени мытья рамы.

6. Перенесите акцент на самое неважное

Мы в качестве «неважного» возьмем тот факт, что события развивались в прошлом:

Мытье, осуществляющееся посредством мамы, рамы производилось в некоторый, предшествующий данному, момент времени.

Если добавить дату и подпись, получится неплохой протокол.
Если добавить риторических вопросов и эпитетов — отличная новость для корпоративного сайта.
Если продолжать в том же духе, пока не получится страниц сто пятьдесят — получится философский трактат Великого Мыслителя Мераба Мамардашвили (груз. მერაბ მამარდაშვილი).

Плакат в пдф

Курс в Лингвистическом университете

Сегодня закончился мой курс в иркутском инязе, который я вела с осени прошлого года.

Задача курса — хотя бы поверхностно ознакомить слушателей с так называемым современным маркетингом.

В программу входили:

  • проектирование методом «пользователи — цели — сценарии»,
  • развитие потребителей (Customer Development),
  • гроусхакинг (Growth Hacking),
  • много практических заданий по контекстной рекламе.

Получилась сборная солянка, надеюсь, со временем курс приобретет целостность и законченность. Обкатаю его еще несколько раз и выложу материалы в открытый доступ.

Из истории аббревиатур

Я нашла эту монету в оконной раме, когда сносили старый деревянный дом. Искать клады меня научил Иван Бутаков из музея истории Иркутска.

На 1 копейке 1924 года СССР написано так: «С.С.С.Р.» — по правилам, действовавшим до 1954 года. Мне кажется, аббревиатуры без точек стали писать из-за советской моды на сокращения: если из них состоит половина текста, хочется точки убрать.

Что самое крутое в Редимаге?

В Редимаге все тщательно продумано, система публикации будущего должна выглядеть именно так.

Первое, на что обращаешь внимание, при работе с Редимагом — необычные, но удобные элементы управления. Но потом понимаешь, что самое крутое в нем — служба поддержки. Кажется, что весь Редимаг столпился у одного монитора и круглосуточно ждет от меня вопросов.

Джон Петров из их службы поддержки присылает ответ чуть ли не раньше, чем получает вопрос.

Надеюсь, со временем хуже не станет.

УНихТакогоНет, а УНасТакоеЕсть: знак парикмахерской

Приятно прочитать пост у Артемия Лебедева, в котором описано то, что ты уже знаешь.

Про знак парикмахерских мне рассказал Никита Федчишин, один из боссов международной мафии парикмахеров, владелец иркутского бара с таким фонарем.

Автор фотографии — Алина Новикова, журнал «Провинция»

Занимательная этология

Наше сообщество, сообщество эпигонов Бирмана, до недавнего времени испытывало только количественный рост. Просто понемногу увеличивалось число людей, которые хотели быть похожими на Бирмана, вести блог на Эгее, как Бирман, писать про книги в блоге, как Бирман. Мальчики и девочки выбирали платформу для блога по принципу «поставлю Эгею, буду вроде как Бирман».

Это продолжалось довольно давно и приводило только к увеличению однотипных блогов.

И вот свершилось! Количество перешло в качество! Появились мальчики (девочки на подходе), которые выбирают платформу для блога по принципу «чтобы не подумали, что я подражаю Бирману». Правда, пока это привело только еще к одному типовому блогу, но вдруг это только начало?

Я не осуждаю эпигонов первого рода «Изображай из себя профи, пока не станешь им». Что в этом плохого?

Тем более рука у меня не поднимется и на эпигонов второго рода «Изображай из себя независимо мыслящего человека, пока не станешь им». Тоже вариант.

Ctrl + ↓ Ранее