Инструменты редактора

В текст нужно вложиться: это время, эмоции, деньги. Маленький дом не требует того, что требует большой — инструментарий, леса. Так же и с текстом. Создайте инфраструктуру.

Текст крут тем, что он сложнее обычных текстов, потому что в него вложено больше. Люди не могут преодолеть сложности и остаются на одном уровне. Чтобы написать хороший текст, нужно придумать, как преодолеть сложности дешевле — то есть выбрать инструмент.

ГТД. У меня есть карточки — четвертинки листа А4. На каждой карточке — задача по тексту и дата выполнения, которую я назначаю сама. Когда задача выполнена, она зачеркивается и пишется следующий шаг. Таким образом, вы всегда в курсе, на чем остановились и что делать дальше.

Бейскемп. С клиентом нужно согласовывать текст. Клиент ставит задачи вам, а вы должны ставить ему, например, прислать информацию, принять решение по какому-то вопросу, написать пресс-релиз, который вы потом поправите. Для этого нужен таск-менеджер.

Редакционная политика. Нужна, чтобы зафиксировать решения по тексту, которые вы приняли с клиентом, и соблюдать единообразие. Если клиент решит работать сам или привлечь другого редактора, ему нужно знать, какие решения вы принимали.
Пример редполитики

У вас могут быть свои правила, но они должны быть осмысленными и отступать от них нельзя. Пополняйте редполитику каждый раз, когда нашли проблему в тексте.

Система контроля версий. Всегда есть риск что-то испортить или забыть. По аналогии с программированием для текстов нужна система контроля версий. Пишите тексты в Гугль документах — в них всегда можно откатить и посмотреть исправления. Это хорошо и для проверки, если клиенту нужно узнать, сколько работы и когда сделано.

Итерации. Невозможно написать хороший текст с первого раза. Делайте 5-10-30-50 итераций.

Роли. Чтобы сделать хороший текст, нужна команда. Редактор, корректор, арт-директор, драматург, факт-чекер, верстальщик, «носитель информации», аналитик...

Можно обойтись без множества людей, если вы сможете описать все необходимые роли и научитесь переключаться между ними внутри своей головы.

Онтология. Вы описываете часть мира и должны решить, из чего она состоит и каким языком описывать термины.

Выписывайте всех персонажей, делайте описание к общему образцу, проводите взаимосвязи. Можно все это не публиковать, но если не сделаете — запутаетесь.

Для каталогов товаров и помещений это особенно актуально. Выписывайте общие характеристики в таблицу — так описания товаров на сайте у вас будут единообразными. Посетителю будет легче их сравнивать и находить нужные ему параметры.

3 комментария
Саша Бохан 2015

Мария, не понял пункт про онтологию: как применять и вести таблицу.
Можете поделиться примером?

Максим 2016

Маша, ссылка на википедию, вроде зло.

Умная Маша 2016

Если ссылаться бездумно, как на истину в последней инстанции — да, нехорошо. Если на конкретные статьи, чтобы составить первоначальное грубое представление — сойдет.

Sergey 2018

Также Вордпресс имеет очень хорошую поддержку версий текста. И его можно поставить к себе.

Популярное