Что такое продюсирование — 3

Любой продюсер будет задавать вам одни и те же вопросы. Вы сэкономите себе и продюсеру время, если проделаете подготовительную работу.

Кто вы такие

Что у вас уже есть в бизнесе, насколько вы в него вовлечены. Если хотите стать лучшим региональным брендом — готовы ли вы продать квартиру или машину, чтобы вложить в это предприятие, или хотите, чтобы продюсер нашёл инвестора?

Какие у вас договорённости между собой

Когда у людей отношения не формализованы, и они не понимают, какие у них права и обязанности — полгода для двух человек достаточно, чтобы всё развалить. Вроде, всё было хорошо, но внутри возник конфликт на ровном месте — и ничего не получилось. Если у вас есть компаньоны, перед тем как идти к продюсеру, вы должны между собой договориться: кто за что отвечает, у кого какие права, кто сколько вложил, как будут оцениваться ваши вложения, как это будет юридически оформлено, какое у вас управление.

Бывает так, что по бумагам управляют Вася и Петя, а на деле у Васи есть жена, без которой нельзя решить, в какой цвет покрасить логотип.

Поэтому продюсер будет узнавать, что у вас с семьей, женой, какие обязательства перед другими людьми, есть ли кредиты, брали ли вы инвестиции до этого.

Какие цели перед собой ставите

Продюсер — это про зарабатывание денег. Оно может быть опосредованным. Может, вам достаточно стать знаменитым, а дальше дело техники, и с деньгами проблем не будет — вы знаете, как известность перевести в деньги. Тогда вам нужно с продюсером и инвестором сосредоточиться на том, чтобы стать известным. Но в конечном итоге цель — деньги.

Если приходят люди, и они не обсуждают деньги, то это не предпринимательство, а что-то другое — отдых, развлечения.

Если продюсер будет терять деньги инвесторов, ему очень быстро перестанут эти деньги давать, к нему перестанут обращаться клиенты, и он перестанет быть продюсером. Поэтому цели должны быть финансовыми.

Бизнес — это цепочка сделок, вы должны понимать, что это у вас за сделки, где вы зарабатываете, на какие риски вы готовы идти, в какие сроки это окупится, о каких объёмах денег идет речь, кто будет инвестором.

Кто главный

Если продюсер приводит инвестора и отвечает перед ним за результат, значит продюсер: 1) занимается продюсированием, 2) привлёк деньги. У него два голоса. А если его клиент занимается только оперативным управлением, не спит, не ест и делает всё, что ему скажут, то всё равно его доля в два раза меньше, чем в этом случае у продюсера.

Если же вы пришли к продюсеру, и у вас есть инвестор, или вы сами себе инвестор, то отношения другие: 1) вы ведёте оперативное управление, 2) вы нашли инвестиции. У продюсера — важный голос, но только один, а у вас два.

Какие варианты развития

Когда вы втроём — инвестор, предприниматель и продюсер — решили открыть бизнес, вы просто партнёры. Вы не нанимаете продюсера на субподряд, а организуете с ним совместное предприятие. Он может быть ключевым партнёром: вы, например, считаете, что без продюсера не можете, и предлагаете ему 51% — контрольный пакет. А, может быть, берёте его как младшего партнёра.

Вы можете объединиться, например, станет три сущности: продюсерский центр, ваше юрлицо и новое совместное предприятие — это оптимальная схема. Если у вас ничего нет, но продюсер в вас поверил и посчитал перспективным, тогда это юрлицо будет новым — вам придётся туда погрузиться целиком, иначе продюсер не захочет вкладываться.

Вы должны договориться:
— как у вас будут распределены роли;
— как назначено управление;
— как вы будете привлекать новых участников;
— что если инвестиций не хватит, кто-то из участников захочет выйти, а кто-нибудь зайти;
— что если проект не будет окупаться, а если будет;
— что если будут бешеные прибыли, а если убытки;
— что если будут юридические проблемы или конфликты.

Вы должны выработать правила, которые все эти варианты покроют.

Эти договорённости — не то же самое, что договорённости, которые фиксируются в договорах. ООО или ИП, или их объединение — юридическое оформление договорённостей, оболочка. Глупо взять рыбу договора и в неё что-то забить, не понимая смысла. Понятно, что у любого нормального продюсера есть свой договор, но вы должны по-человечески договориться между собой.

И уже тогда вам нужно создать механизм, который будет обеспечивать выполнение этих решений: договоры, регистрация юрлиц. Если я у вас заняла миллион рублей и пообещала вернуть — это одно, а если написала расписку — другое. В наших отношениях появляется третья сторона — государство. Она проконтролирует, чтобы я вернула деньги.

ООО, где есть доля у продюсера и его клиента, — не единственный механизм, которым можно обеспечить выполнение договорённостей. Есть такие сферы, где не требуется тотальный контроль продюсера. Он может вообще в управлении не участвовать, а решать важные вопросы совещательным путем. При этом у него есть крючок в бизнесе, например, не юридический договор, а зарегистрированные на него торговые марки. В таком бизнесе самое главное — кому принадлежит название, а название принадлежит ему, и он спокоен. Или, если проект зарабатывает на рекламе, продюсер может через своё юрлицо пропускать все рекламные потоки за счёт связей и контрактов с рекламодателями. Или у него могут быть авторские права.

Механизм может быть любым, если он позволит всем участникам быть уверенными, что договорённости будут выполнены. Но крючок, которым продюсер удерживает проект, должен быть — иначе смысла участвовать не будет.

Где взять денег, чтобы развить успех

Часть работы всегда можно сделать без денег или почти без денег. И не вкладывать деньги до того, как перспективность станет очевидной — пока не понятно, будет ли проект успешным, лучше не рисковать. Но если всё пойдет хорошо, ресурсы понадобятся: финансовые, административные, информационные. Поэтому должен быть план на случай успеха.

Не вкладывайте больше, чем готовы потерять.


Что такое продюсирование — 1
Что такое продюсирование — 2

Поделиться
Отправить
Популярное